КАДЕНКО В.В.

СТАРЦЕВ В.Ф.

БЕРЁЗКИН Г.В.

ГЕРАСИМЧУК Н.Д.

СМИРНОВА Г.Д.

БЕЛОВ А.П.

ПОРЯДИНА Г.Т.

Остальные фотографии на Я.Фотках

 КАДЕНКО В.В.,РЕШЕТИН А.Г.

ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИКИ ОРБИТАЛЬНОГО САМОЛЁТА МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОСМ. СИСТЕМЫ «СПЕЙС ШАТТЛ» 

В обзоре,составленном по материалам иностранной научно-технической информации,проведен подробный анализ всех вопросов,связанных с аэродинамикой орбитального самолёта.Проанализированны объём,цели и направления кактеоретических методов расчета,так и экспериментальных исследований в аэродинамических трубах.Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований и проанализирована история развития аэродинамической компоновки «Спейс Шаттла».Дан подробный анализ физической картины обтекания и особенностей его аэродинамических характеристик.

ПРОДУВКИ АНАЛОГА 105-11 В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ Т-101 ЦАГИ

Остальные фотографии на Я.Фотках

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

  1. Обработка информации об аэродинамике несущих корпусов (НК) по материалам открытых и закрытых источников.
  2. Определение необходимого объема исходных данных по аэродинамике для обеспечения рабочего проектирования ОС и его аналогов : :

                           -   Аэродинамические коэффициенты для всех диапазонов скоростей и высот полёта

                             ( от М=0 до М= 28; от Н=0 до Н=300км. ) в рабочем диапазоне углов атаки и

                               скольжения ;

                           -   Эффект учёта влияния земли при посадке;

                           -   Штопорные характеристики  на дозвуковых скоростях полёта;

                           -   Коэффициенты шарнирных моментов органов управления и поворотных консолей;

                           -   Распределение давления по поверхности НК на всех режимах  полёта в полном 

                               диапазоне углов атаки и скольжения,в том числе с учётом влияния земли на  

                               посадочных режимах;

                           - Специальные вопросы аэродинамики,связанные с влиянием работы 

                              двигателя,характеристиками демпфирования  и десятками других

                              проблем,возникающими в процессе проектирования и изготовления изделия.

  3.Создание расчётных методов определения аэродинамических коэффициентов аппаратов различных конфигураций для всех диапазонов скоростей и высот.полёта

4.Создание математических методов  представления геометрии летательного аппарата для обеспечения возможности определения аэродинамических коэффициентов на ЭЦВМ; 

5. Создание технических заданий на проектирование и изготовление аэродинамических моделей.различного назначения для исследования в дозвуковых,трансзвуковых ,сверхзвуковых и гиперзвуковых трубах аэродинамических характеристик (весовые модели,модели дренированные для определения распределения давления по поверхности,тензометрированные- для определения шарнирных моментов и нагрузок на отдельные элементы компоновок,динамически подобные для исследования штопорных характеристик и флаттера,другие специализированные модели(исследование протока воздуха в двигателеЭхарактеристики пограничного слоя и т.д. и т. п.)

6. Методы обработки результатов трубных испытаний,пересчета их на натурные условия полета (по критериям подобия, и пр.)

7. Создание банков данных аэродинамических характеристик для реального изделия с возможностью аппроксимации и определения значения коэффициентов в любой точке многопараметрического  поля с учетом множества изменяемых в определенных допусках параметров – для обеспечения  работы динамикам при расчетах полета на ЭВМ и стендового моделирования,включая обучение летчиков и космонавтов для получения навыков пилотирования,а также для прчнистов при определении нагрузок на аппарат и его элементов на режимах,определяемых нормами прочности.

8. Создание методов обработки летных испытаний реального изделия и летающих моделей (типа Бор).

 ГРУППА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 

Группа аэродинамических коэффициентов,входившая в бригаду В.П. Найденова, состояла  из 8-и человек :Каденко В.В.,Старцев В.Ф.,Березкин,Герасимчук Н.Д.,Комаров А.А.,  Смирнова.Г.Д.,Белов А.П. и Порядина Г.Т.Первые годы после создания мы работали в тесном контакте с аэродинамиками основной Микояновской фирмы (Самсонов Е.А.,Ашневиц А.Я.,Пятахин В.И.,Иванов В.К.,Пятахина З.С.,Гринина,А.В. ).Кстати,это были,кроме Е.А.Самсонова, специалисты,переведенные к моменту начала работ над аванпроектом «Спирали» из фирмы Челомея. Они пришли в ОКБ-155 в 1965году, уже тогда,когда облик «Спирали» и её орбитального самолёта для аванпроекта.был  выбран силами газодинамиков,во главе с Л.П. Воиновым и проектным отделом во главе с Я.И.Селецким.Расчёты всех видов тепловых и силовых нагрузок на ОС провёл В.Е.Соколов,температурные схемы при спуске с орбиты выполнила З.К.Жавыркина,расчеты нестационарного нагревания конструкции сделал С.Ф.Тесленко,а температурную схему на орбите высотой 130 км.с учетом встречного молекулярного потока и излучения Солнца и Земли ,а также поляру и балансировку в молекулярном потоке выполнила Е.В. Лабунская.

 С тех пор облик ОС почти не изменился и аэродинамикам требовалось «только» обеспечить выбранную конфигурацию всем набором аэродинамических характеристик После нашего подключения к работам в 1967году,наша группа в течении некоторого времени «плавно» приняла эстафету на себя , и продолжая сотрудничество  с ОКБ и ЦАГИ по старым заделам,развернула целый ряд новых исследований,как этого потребовали рабочие планы работ по созданию аналогов и исследованиям на режимах спуска и посадки.Нами были уже практически самостоятельно спроектированы,изготовлены  и исследованы в аэродинамических трубах ЦАГИ несколько аэродинамических моделей,среди них были дренированная модель для исследования распределения давления,тензометрированная модель для исследования шарнирных моментов и нагрузок на элементы компоновки,модель для исследования штопора и т. дНеобходимо отметить,что проектирование моделей и сопровождение их в призводстве нам помогали лучшие конструктора из конструкторской бригады филиала, в их числе И.Г.Грачев и Е.К.Благодаров.Это конструктора «от бога».Мы провели также совместно с конструкторами (Морозов С.В. и др. ) в аэродинамической трубе Т101 ЦАГИ испытания  изделия 105-11 .с исследованием  не только весовых характеристик,но и состояние пограничного слоя и отрывных течений с помощью визуализации потока.С учётом новых результатов были уточнены исходные данные по аэродинамике и создан новый банк данных аэродинамических характеристик для динамиков  и банк данных по распределению давления на поверхности изделия для прочнистов,обеспечили получение заключения и разрешение на лётные испытания первому дозвуковому аналогу орбитального самолеа – изделию 105 – 11(штопор).Наработали много расчетного и экспериментального материала для перспективных работ,в том числе и для «Бурана».Этим и можно объяснить тот факт,что группа аэродинамики,обладающая опытом работ по "Спирали",  была переведена в Москву на НПО «Молния» для работ по «Бурану».

 Пример обзорных открытых докладов на конференции в МАИ

( Из серии  «Параметрические исследования» и «Обзоры по материалам зарубежной печати» )

БЕРЁЗКИН Г.В., КАДЕНКО В.В. 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО РАСЧЁТА АППАРАТОВ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ НА ГИПЕРЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ

 С помощью метода «местных пластин» рассчит аны аэродинамические характеристики семейства «несущих корпусов» в широком диапазоне изменения и

х основных геометрических параметров ( Cmax, Хпк,Rнос и т. д. ).Произведен анализ влияния этих параметров на вторичные геометрические параметры (объём,центр объёма,смачиваемую поверхностьи т.д.) и на аэродинамические характеристики продольного и бокового каналов.Разработана приближенная методика и проведен параметрический расчёт по учёту сил трения на аэродинамическое качество «несущих корпусов»с различными значениями максимальной относительной толщины.Проведено сравнение полученных результатов с материалами экспериментальных исследований в аэродинамических трубах.

КАДЕНКО В.В.,СТАРЦЕВ В.Ф.

ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ АППАРАТОВ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ.

 

В обзоре,составленном по материалам иностранной печати,анализируются история развития и создания экспериментальных аппаратов с несущим корпусом.Рассмотрены общие особенности их аэродинамической компоновки,определяемые специфическими условиями полёта.Проводится подробный анализ аэродинамических характеристик  аппаратов М2-F1, M2-F2, M2-F3, H L-10,X-24A и др.Определена зависимость аэродинамических коэффициентов этих аппаратов от геометрических параметров элементов их компоновки.Дается краткий анализ вопросов устойчивости и управляемости.Определены пути улучшения аэродинамики аппаратов с несущим корпусом с целью повышения несущих свойств и маневренных возможностей.

Конструктор сайтов - uCoz