ТАБЛИЦА ПУСКОВ МОДЕЛЕЙ "БОР" 1. БОР-1- (15.07.1969) - Упрощенное макетное изделие. Цель запуска - летно-конструкторские испытания созданной экспериментальной базы (модели совместно с РН и наземным стартовым и измерительным комплексами). Программа запуска полностью выполнена 2 БОР-2 101 - ( 06.12.1969) - Программа полета выполнена, однако из-за отказа системы управления (по каналу крена) на высоте 25 км модель перешла на траекторию баллистического спуска с вращением по крену вокруг вектора скорости, из-за чего парашютная система вводилась в действие на нерасчетном режиме и не обеспечила спасение аппарата. 3 БОР-2 102 - ( 31.07.1970)- Программа полета выполнена полностью. Послеполетный анализ выявил недостаточность тепловой герметичности технологических швов нижних крышек корпуса модели, вследствие чего имело место проникновение горячего газа внутрь корпуса 4 БОР-2 103 – ( 22.04.1971) - На нижней поверхности модели устанавливалась экспериментальная ниобиевая панель. Научная программа полета выполнена полностью, но на 609-й секунде полета вследствие разрушения экспериментального участка теплозащиты из ниобиевого сплава произошло прогорание бака горючего и обгорание некоторых электрожгутов, что привело к ряду отказов, в том числе системы ввода в действие парашютной системы. 5 БОР-2 104 – ( 08.02.1972) - Модель была снабжена неподвижными аэродинамическими щитками с углом отклонения 7º. В носовой части устанавливался сбрасываемый в полете груз весом 25,6 кг, обеспечивший перебалансировку в полете в широком диапазоне углов атаки (α=30º...67,5º). Программа полета выполнена полностью, система спасения обеспечила сохранность модели. 6 БОР-3 301- ( 24.05.1973) - После старта на высоте около 5 км (при скорости М~0,94) произошло разрушение головного обтекателя, вызвавшее непредусмотренное программой отделение модели. После этого модель совершала нестабилизированный полет и взорвалась при падении в 39 км от старта. 7 БОР-3 302 – ( 11.07.1974) - На модели была изменена форма фонаря , обводов корпуса в хвостовой части и расположение консолей относительно корпуса. На нижней поверхности устанавливалась ниобиевая панель. В полете программно изменялся угол развала (поперечный угол установки) консолей крыла для оценки эффективности аэродинамического управления в каналах крена и тангажа. Экспериментальная программа полета выполнена полностью. Система спасения модели сработала нормально, однако вследствие повреждения купола основного парашюта, вызванного попаданием на него остатков окислителя после выработки горючего, приземление произошло с высокой скоростью, вследствие чего модель разрушилась. |
КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИЛЁТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КРУПНОМАСШТАБНЫХ МОДЕЛЯХ ОРБИТАЛЬНОГО САМОЛЁТА БОР-1,-2,-3
Большой объем испытаний,начиная с лабораторных исследований ,продувок моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ и кончая их стендовыми отработками применительно к разным режимам и этапам полета, позволили с высокой степенью достоверности определить аэродинамические характеристики планера ОС. Они же, в свою очередь, стали исходными данными для разработчиков различных систем ОС. С целью уточнения результатов "трубных исследований", характеристик устойчивости и управляемости ОС на различных участках полета в подмосковном ЛИИ совместно с ЦАГИ, Омским ПО "Полет" (ракета-носитель), ТМКБ "Союз" (двигательная установка), НИИПС (парашютная система) и при участии полигонов Министерства обороны СССР были созданы и испытаны в полете модели "БОР" (Беспилотный орбитальный ракетоплан) в масштабе 1:3 орбитального самолета. В результате исследований на крупномасштабных моделях (масштаб 1:3 ) существенно уточнены посравнению с данными аэродинамических труб балансировка,характеристики продольной и боковой устойчивости гиперзвуковых аппаратов с несущим корпусом.В результате аэрофизических исследований получены экспериментальные данные по переходу ламинарного погранслоя в турбулентный,данные о влиянии высоты и скорости полёта на распределение давления по поверхности аппарата сложной геометрической формы,апробированы законы управления гиперзвуковым летательным аппаратом с аэродинамическим качеством. Полученный в результате проведенных пусков моделей БОР экспериментальный материал для исследования проблем гиперзвукового полёта орбитального самолёта позволил уверенно продолжить работы по проекту "СПИРАЛЬ". |
|
|
|