ЗАПУСК БОРа

ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ

 ТАБЛИЦА ПУСКОВ МОДЕЛЕЙ "БОР"

1.   БОР-1- (15.07.1969) -  Упрощенное макетное изделие. Цель запуска - летно-конструкторские испытания созданной  экспериментальной базы (модели совместно с  РН и наземным стартовым и измерительным комплексами). Программа запуска полностью выполнена  2 БОР-2 101 -  ( 06.12.1969) -  Программа полета выполнена, однако из-за отказа системы управления (по каналу крена) на высоте 25 км модель перешла на траекторию баллистического спуска с вращением по крену вокруг вектора скорости, из-за чего парашютная система вводилась в действие на нерасчетном режиме и не обеспечила спасение аппарата.

БОР-2 102 - ( 31.07.1970)- Программа полета выполнена полностью. Послеполетный анализ выявил недостаточность тепловой герметичности технологических швов нижних крышек корпуса модели, вследствие чего имело место проникновение горячего газа внутрь корпуса

БОР-2 103 – ( 22.04.1971) -  На нижней поверхности модели устанавливалась экспериментальная ниобиевая панель. Научная программа полета выполнена полностью, но на 609-й секунде полета вследствие разрушения экспериментального участка теплозащиты из ниобиевого сплава произошло прогорание бака горючего и обгорание некоторых электрожгутов, что привело к ряду отказов, в том числе системы ввода в действие парашютной системы.

 5 БОР-2 104 – ( 08.02.1972) -  Модель была снабжена неподвижными аэродинамическими щитками с углом отклонения 7º. В носовой части устанавливался сбрасываемый в полете груз весом 25,6 кг, обеспечивший перебалансировку в полете в широком диапазоне углов атаки (α=30º...67,5º). Программа полета выполнена полностью, система спасения обеспечила сохранность модели.

БОР-3 301- ( 24.05.1973) - После старта на высоте около 5 км (при скорости М~0,94) произошло разрушение головного обтекателя, вызвавшее непредусмотренное программой отделение модели. После этого модель совершала нестабилизированный полет и взорвалась при падении в 39 км от старта.

БОР-3 302 – ( 11.07.1974) -  На модели была изменена форма фонаря , обводов корпуса в хвостовой части и расположение консолей относительно корпуса. На нижней поверхности устанавливалась ниобиевая панель. В полете программно изменялся угол развала (поперечный угол установки) консолей крыла для оценки эффективности аэродинамического управления в каналах крена и тангажа. Экспериментальная программа полета выполнена полностью. Система спасения модели сработала нормально, однако вследствие повреждения купола основного парашюта, вызванного попаданием на него остатков окислителя после выработки горючего, приземление произошло с высокой скоростью, вследствие чего модель разрушилась.

КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ

ЛЁТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КРУПНОМАСШТАБНЫХ МОДЕЛЯХ ОРБИТАЛЬНОГО САМОЛЁТА                                     

  БОР-1,-2,-3

 


Большой объем испытаний,начиная с лабораторных исследований ,продувок моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ и кончая их стендовыми отработками применительно к разным режимам и этапам полета, позволили с высокой степенью достоверности определить аэродинамические характеристики планера ОС. Они же, в свою очередь, стали исходными данными для разработчиков различных систем ОС.

С целью уточнения результатов "трубных исследований", характеристик устойчивости и управляемости ОС на различных участках полета в подмосковном ЛИИ совместно с ЦАГИ, Омским ПО "Полет" (ракета-носитель), ТМКБ "Союз" (двигательная установка), НИИПС (парашютная система) и при участии полигонов Министерства обороны СССР были созданы и испытаны в полете модели "БОР" (Беспилотный орбитальный ракетоплан) в масштабе 1:3 орбитального самолета.
Работы по "БОРам" начались в 1966 г.
Первый цельнодеревянный "БОР-1" длиной 3 м и массой 800 кг являлся масштабной (М 1:3) копией ОС и был запущен РН"Космос-2" (11К65) 15 июля 1969 г. по суборбитальной траектории на высоту 100 км. При входе в плотные слои атмосферы со скоростью 13000 км/ч аппарат, естественно, сгорел, но еще на высоте 60-70 км по радиотелеметрии была получена ценная информация о возможности устойчивого управляемого спуска несущего корпуса выбранной формы. Аппараты "БОР-2" и "БОР-3", изготовленные в масштабе 1:3 орбитального самолёта, были выполнены уже из металла, имели одноразовую (уносимую набегающим воздушным потоком) абляционную теплозащиту и запускались в космос по баллистической траектории тем же носителем. Подготовка и запуск первых "БОРов" показано на видеофрагментах слева. Первый запуск в космос "БОРа-2" состоялся 6 декабря 1969 года, а вся программа испытаний представлена ниже в таблице.

В результате исследований на крупномасштабных моделях (масштаб 1:3 ) существенно уточнены посравнению с данными аэродинамических труб балансировка,характеристики продольной и боковой устойчивости гиперзвуковых аппаратов с несущим корпусом.В результате аэрофизических исследований получены экспериментальные данные по переходу ламинарного погранслоя в турбулентный,данные о влиянии высоты и скорости полёта на распределение давления по поверхности аппарата сложной геометрической формы,апробированы законы управления гиперзвуковым летательным аппаратом с аэродинамическим качеством.

Полученный в результате проведенных  пусков моделей БОР экспериментальный материал для исследования проблем гиперзвукового полёта орбитального самолёта позволил уверенно продолжить работы по проекту "СПИРАЛЬ".

Конструктор сайтов - uCoz