ЭЛЬГУДИНА БАСЯ АБРАМОВНА
(р. 1920) Спец иалист в области прикладнойаэродинамики. Лауреат премии им. Н.Е. Жуковского. Окончила Ленинградский государственный университет. С 1943 г. и до ухода на пенсию в 198 6 г. работала в ЦАГИ. Старший научный сотрудник.Принимала активное участие в работах расчетного и экспериментального ха рактера по созданию ряда образцов отечественной авиационной и авиационно-космической техники.Автор и соавтор 25 печатных работ.За вклад в создание беспилотного объекта П-5 удостоена медали «За тру довое отличие». Самолёт-разгонщик был первым гиперзвуковым ЛА с воздушно-реактивными двигателями,который исследовался в ЦАГИ на скоростях до м =4 – 6.Два варианта модели прошли полный цикл исследований в аэродинамических трубах института в 1965-75гг.Наиболее существенной частью этой работыбыли исследования по методике испытаний моделей с протоком воздуха через мотогондолы силовой установкина гиперзвуковых скоростях полёта (К.К.Костюк,В.Е.Табаньков,В.П.Кутухин ).
Существенно отличаясь от компоновки классических самолетных схем,аэродинамические компоновки аппаратов типа «несущий корпус» потребовали проведения большого количества дополётных исследований на всех режимах полёта,от малых дозвуковых до гиперзвуковых скоростей и космических скоростей в свободномолекулярном потоке.Основной объем этих работ был выполнен сотрудниками бригады аэродинамики ОКБ-155 (Самсонов Е.А.,Ашневиц А.Я.,Пятахин В.И.,Иванов В..,и др.) и ,впоследствие,сотрудниками филиала в Дубне (Каденко В.В.,Старцев В.Ф.,БерёзкинГ.В.,Герасимчук Н.Д.,Комаров А.,Смирнова Г.Д.) в аэродинамических трубах ЦАГИ совместно с сотрудниками отделения №8 ЦАГИ (Сычев В.В.,Костюк К.К.,Нейланд В.Я.,Белов И.Ф.,Благовещенский Н.А.,Смирнов В.И.,Эльгудина Б.А.,Васильева и др.).Причём,выбор облика ОС производился с учётом изучения опыта(часто из закрытых источников) специалистов США,особенно результатов работ с аппаратами типа «несущий корпус».
|
ВСТРЕЧА НА МАКС-2001 В г.ЖУКОВСКОМ
ТАБАНЬКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (р. 1932) Специалист в области аэродинамики. Заслуженный машиностроитель РФ.В 1956 г. окончил МАИ и с тех пор работает в ЦАГИ. Им проведен большой цикл эксперим ентальных исследова ний по отработке аэродинамических компоновок и формированию обликабеспилотных корабельных самолетов-снарядов (П-20, П-30), самоле та-снаряда наземного базирования («Ястреб»), аппаратов специального назначения (АБ-200, П-14, «Р»), орби тального самолета «Буран», подготовлены рекомендации и заключения. За работы по перспективным исследо ваниям удостоен первой премии ЦАГИ и первой премии им. Н.Е. Жуковского. С 1988 г. он — заместитель начальника — главный инженер отделения ЦАГИ. Под руководством В.Е. Табанькова и его непосредственном участии проведены организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение тематических и промышленных исследований аэротермодинамики в экспериментальных установках путем проектирования, изготовления, монтажа моделей и технологического оборудования, оснащения измерительным оборудованием, расширения диапазона моделирования.
|
АЭРОДИНАМИКИ ЦАГИ КОСТЮК КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1913-1998) Учёный в области прикладной аэродинамики, доктор технических наук,профессор, лауреат Ленинской премии. Член ученого совета ЦАГИ.В 1939 г. окончил Казанский авиаци онный институт. С 1941 г. — сотрудник ЦАГИ. Занимал должности начальника отдела и заместителя начальника отделения, вел преподавательскую деятельность в МФТИ. Внес значительный вклад в теоретические и экспериментальные исследования по разработке и созданию в нашей стране самолетовсо стреловидными крыльями, в исследования по аэродинамике летательных аппаратов с крыльями малого удлинения и разработку конкретных аэродинамических компоновок, в создание приближенных методов расчета аэродинамических характеристик ряда компоновочных схем в широком диапазоне режимов полета.Исследования в области гиперзвуковых летательных аппаратов отмечены первой премией ЦАГИ, а их дальнейшее развитие — первой премией им. Н.Е. Жуковского с вручением золо той медали.Научно-технический задел по аэро динамике гиперзвуковых летательныхаппаратов, созданный под руководством К.К. Костюка, широко использован при выборе и отработке аэродинамической компоновки орбитального корабля «Буран» МТКС «Энергия-Буран».Автор и соавтор более 50 печатных работ в области аэродинамики летательных аппаратов.Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «ЗнакПочета», медалями. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ НИКОЛАЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
(1924-2009гг) Специалист в области прикладной аэродинамики.В 1952 г.окончил Казанский авиационный институт. В ЦАГИ прошел путь от инженера до начальника нау чно-тематического отдела. Занимался отработкой аэродинамических компоновок ряда изделий авиационной техники опытных конструкторских бюро: В. Челомея (П-5, П-35), А. Туполева (дальняя планирующая ракета), Лю-бомудрова (экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат «Тайга»). С 1976 г. вел исследования по аэродинамике орбитального корабля системы «Энергия-Буран». Внес заметный вклад в создание банка данных по аэродинамике «Бурана», принимал участие в подготовке заключений на серию полетов летающих моделей «Бор-5», дозвукового самолета-аналога и изделия «Буран». В последующие годы участвовал в проект ных разработках перспективных авиа ционно-космических систем (МиГАКС, Ту-2000 и др.)Автор более чем 30 печатных работ.Лауреат прем ии им. Н.Е. Жуковского, двух премий ЦАГИ.Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, Дружбынародов, медалями. БЕЛОВ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ (1927-2005) Специалист в обла сти прикладнойаэродинамики. Член-корреспондент Российской академии ко смонавтики им. К.Э. Циолковского. Заслуженный машиностроитель РФ. Лауреат премии им. Н.Е. Жуковского.В 1951 г. окончил Казанский авиационный институт и начал работать в ЦАГИ, где прошел путь от инженера до начальника научно-тематического сектора. Внес значительный вкладв исследования аэродинамики летательных аппаратов в схеме «несущий корпус», в отработку аэродинамических компоновок объектов авиацион ной и авиационно-космической техники (орбитальный самолет и его аналогиАКС «Спираль», ВКС «Бор-2» — «Бор-4», самолет-аналог ОК «Буран», орбитальные ступени системы МАКС), в разработку и внедрение измерительных систем и устройств для испытаний моделей в аэродинамических трубах на больших углах атаки.Автор и соавтор около 40 печатных работ, имеет патенты на изобретения по исследованиям аэродинамики летательных аппаратов.Награжден медалями. |
|
|
|