ТЕМАТИКА ОТДЕЛА АЭРОДИНАМИКИ
СЕКТОР 511: АЭРОДИНАМИКА ОРБИТАЛЬНОГО САМОЛЁТА. Выдача Технических Заданий на проектирование и изготовление аэродинамических моделей. Составление программ испытаний в аэродинамических трубах. Анализ результатов испытаний, выпуск отчетов по характеристикам ОК с учётом пересчёта на натурные условия полёта. Разработка методов аппроксимации и представления АХ , создание Банков Данных по АХ, обеспечивающих специалистам различных направлений возможность их использования в расчётах на Электронно-вычислительных машинах. Начальник сектора – Буйко Дмитрий Павлович ( затем Хацкевич Михаил Григорьевич ). Состав сектора : Буйко Д.П., Бунтова Тамара Григорьевна, Глазкова Зоя Владиславовна, Алексюк Игорь Анатольевич, Левянт Лев Маркович, Хацкевич М.Г., Конохова Тамара Викторовна,Горбач Юрий Григорьевич, Симаков Владимир Иванович,Шубина Светлана Ивановна, Мордовина Анна Станиславовна. В составе сектора формально числились также нач. отделения 500 Самсонов Евгений Алексеевич, нач. отдела 510 Каденко Владимир Васильевич , секретарь Генерального директора – Главного конструктора Гресс Маргарита и секретарь Е.А.Самсонова – Цвиркова Карина Евгеньевна. ГРУППА ( СЕКТОР) 512: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАСЧЁТА И АЭРОДИНАМИКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. Разработка новых методов расчёта аэродинамических характеристик различных изделий, оценки специальных и оригинальных видов взаимодействия объектов с набегающим потоком ( свободно – молекулярный поток, взаимодействие реактивных струй и ударных волн, влияние шероховатости поверхности и т.д.). Расчётные исследования новых конфигураций летательных аппаратов, расчёты АХ новых разработок отдела проектов, в частности, различных Авиационно – космических систем и т. д. Нач. группы (сектора) – Чистолинов Владимир Григорьевич (затем – Старцев Владимир Федорович).Состав: Чистолинов В.Г.,Берёзкин Георгий Владимирович, Старцев В.Ф., Миронов Александр Николаевич, Шильдер Екатерина Леонидовна, Власов Анатолий Николаевич, Игнатов Вадим .Котова (Михайлова) Ирина СЕКТОР 513: ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЁТА АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК Выдача ТЗ на проектирование и изготовление тензометрированных и дренированных моделей, составление программ их испытаний в аэродинамических трубах. Разработка автоматизированных методов обработки результатов испытаний. Составление банков данных по распределению давления по поверхности летательных аппаратов и выдача данных смежным подразделениям (в основном, конструкторам и прочнистам ) Разработка расчётных и экспериментальных методов определения коэффициентов шарнирных моментов органов управления и различных поворотных механизмов. Определение исходных данных для расчёта нагрузок на узлы связи при совместном полёте «Бурана» с РН «Энергия» и при транспортировке на самолётах 3МТ и «Мрия». Начальник сектора – Белов Анатолий Павлович (затем – Терёхин Владимир Алексеевич ) Состав сектора : Белов А.П., Терёхин В.А., Маракулина Татьяна Андреевна, Кощеева Лидия Григорьевна, Тимофеева Тамара Васильевна. |
ВСЕГО 55 ЛЕТ ЖИЗНИ ОТПУСТИЛА СУДЬБА Е.А.САМСОНОВУ, НО ОН УСПЕЛ ВЫПОЛНИТЬ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ – ОН СОЗДАЛ КОЛЛЕКТИВ,КОТОРЫЙ ПОД ЕГО РУКОВОДСТВОМ НАУЧИЛ «БУРАН» ЛЕТАТЬ!
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ 500 САМСОНОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
СОСТАВ ОТДЕЛА АЭРОДИНАМИКИ
БРИГАДА 514: КОНСТРУКТОРСКАЯ БРИГАДА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ОТРАБОТКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И СТЕНДОВ. Сильнейший коллектив с опытными конструкторами, проектировал уникальные аэродинамические модели и стенды по исследованию интерференции разделяющихся объектов. Опыт этого подразделения был полностью задействован при создании моделей «Бурана» и получил ещё большее развитие.В главе этого сайта «СЕКРЕТЫ ФИРМЫ» смотрите материалы по некоторым моделям и стендам. Начальник бригады – Большаков Геннадий Алексеевич ( его Заместитель, в дальнейшем Зам.начальника отдела 510 по эксперименту – Зимин Юрий Михайлович ). Состав бригады: Большаков Г.А., Зимин Ю, М., Замуруев Алексей Романович, Борисов Борис Борисович, Ковалева Наталья Юрьевна, Кравченко Александр Васильевич, Малютина Галина, Никитина Наталья Алексеевна, Семёнов Ллександр, Петрухин Сергей Васильевич, Позитурин Валерий, Фомин Виктор, Хома Лидия, … БРИГАДА 515: БРИГАДА ТЕНЗОВЕСОВ И ТЕНЗОМЕТРИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ. Ещё одна уникальная конструкторская бригада , пришедшая в отдел аэродинамики из КБ «Молния» (Главный конструктор М.Р.Бисноват).Обладала богатым опытом работ по созданию тензовесов для аэродинамических моделей и натурных изделий по «старой» тематике фирмы. Во время работы по теме «Буран»,несмотря на уход части специалистов на МКБ «Вымпел»,была восстановлена, расширена, было приобретено новое оборудование и созданы новые автоматизированные тарировочные стенды и приспособления для отработки различных типов тензовесов, включая аэродинамические модели с несколькими десятками тензовесов, а также с охлаждающимися тензовесами для продувок в сверхзвуковых и гиперзвуковых аэродинамических трубах при высоких температурах Начальник бригады – Грибелюк Абрам Бенционович. Состав бригады: Грибелюк А.Б., Каменев Сергей, Котов Михаил Юрьевич, Кузнецова Татьяна Васильевна, Куликов Андрей, Кузнецов Михаил Валентинович, Лялина Галина, Маркелова Валентина Ивановна, Петренко Никита Юрьевич, Соболев Василий, Позитурин Валерий, Федорова Марина, …. ГРУППА 516: МЕТОДИКИ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ГРУППА 517: АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОРАЗОВЫХ АВИАЦИОННО – КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
АЭРОДИНАМИКИ "БУРАНА"АЭРОДИНАМИКИ "БУРАНА"
ИЗ ЗАМЕТОК НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА АЭРОДИНАМИКИ Отделение 500 НПО «Молния», которым командовал начальник отделения и, одновременно ,Зам. Главного конструктора Е.А.Самсонов было построено по типовой для многих авиационных фирм схеме. Сначала идут «Аэродинамики»,основной задачей которых является «добыча» любыми способами (обработка открытых и закрытых источников технической информации, расчёты с помощью различных, в основном, приближенных методов; проведением экспериментальных исследований в азродинамических трубах и различных установках; проведением лётных испытаний летающих моделей и натурных изделий. Накопленный предыдущий опыт, вместе с владением расчетными методиками позволяет им, совместно с проектировщиками и конструкторами сделать первые шаги при создании первоначального облика летательного аппарата, который затем уточняется по мере получения большего объема и более точных данных.Этот процесс продолжается на нескольких этапах проектирования до тех пор, пока уже становится невозможным внесении каких –либо изменений в конструкцию летательного аппарата (хотя на практике этот процесс, на самом деле, является бесконечным ).Итак, аэродинамики получили и выдали в нужном виде данные по аэродинамическим коэффициентам всем своим коллегам внутри отделения и вне его, и, даже, вне своей фирмы. Их основная цель состоит в том, чтобы эти коэффициенты (а значит, что и выбранная ранее аэродинамическая компоновка), были определены с максимальной степенью достоверности. Но наши траекторщики, или специалисты по управляемости, или конструктора рулевых и др.приводов, или наши прочнисты, или, хуже всего, «не наши» разработчики системы управления, к примеру, вдруг, все разом утверждают, что: у одних самолет не хочет летать, у других ломается на каком-нибудь режиме, а у третьих ещё что-то более серьёзное. И, естественно, во всём виноваты аэродинамики. И это правильно, но только не совсем. Без такой обратной связи процесс проектирования невозможен. Для того, чтобы это исключить, необходимо было бы, чтобы уважаемые аэродинамики сами бы получали все аэродинамические коэффициенты и сами бы проводили всё проектирование, чтобы определить их пригодность и выяснять, почему самолёт всё – таки не летает. Но это – нереально! Каждый должен заниматься своим делом, а потом собираться вместе и решать, что же нужно сделать с аэродинамикой самолёта, чтобы он, наконец, полетел. Один должен понимать, как определить поточнее этот непонятный аэродинамический коэффициент, другой должен знать, как построить с такими коэффициентами оптимальную траекторию полета, а третий должен обеспечить, чтобы аппарат летел себе нормально и не крутился бы в разные стороны, а только туда, куда ему как раз и позволит этот саый коэффициент, правда, с помощью системы управления. Поэтому в отделении 500 такая структура - аэродинамики отдельно, траекторщики отдельно, системщики и пр.тоже отдельно. Но только с одной оговоркой: они не должны никогда расставаться друг с другом надолго и на большие расстояния. И над ними должен быть один умный начальник, который должен понимать технические и всякие другие проблемы всех без исключения подразделений своего отделения. Разговор только о каком – нибудь аэродинамическом коэффициенте ,его величине, зависимости от угла атаки, а тем более от угла скольжения и пр. нормальный человек (не аэродинамик) больше пяти, ну может десяти минут, выдержать не сможет. Одно время в Звёздном городке мы читали лекции космонавтам в порядке подготовки к полётам на «Буране».Среди прочих лекций была лекция о исключительно аэродинамических коэффициентах, как их получили, как они – коэффициенты, а не самолёт, ведут себя во времени и пространстве. Видели бы Вы измученное лицо энергичного и непоседливого Игоря Петровича Волка. Глаза его излучали глубокую тоску, а голова постоянно падала на парту и просыпалась от удара. Ему, заслуженному лётчику, интересно было бы знать, как среагирует самолет на его движение ручкой при каких-нибудь значениях этого самого коэффициента, а не то ,где мы его взяли и куда его вставили. Поговорили с Е.А.Самсоновым и изменили программу лекций: теперь уже наши динамики рассказывали о поведении самолёта в зависимости от значения, например, момента тангажа или эффективности органов управления. Вот это уже аэродинамика! Но наш отдел в рамках своих полномочий занимался только выдачей этих коэффициентов, а анализом их влияния на поведение самолёта, занимались другие отделы отделения 500. В связи с этим я привожу выдержки из статей об аэродинамике «Бурана»,написанных динамиками и управленцами, в их изложении самолет виден как живой организм, а не как неподвижный набор кривых, называемых в народе аэродинамическими коэффициентами. Помните сцену из кинофильма «Чапаев»,когда Василий Иванович и комиссар Фурманов обсуждали тактику ведения боя с противником на кухонном столе с использованием варёной «в мундире» картошки? Наши действия в первые недели на вновь созданной будущей грандиозной «Молнии» очень походили на эту сцену из знаменитого фильма. Всем аэродинамикам во главе с Самсоновым выделили небольшую комнату в корпусе КБ «Буревестник» (гл.конструктор – А.В .Потопалов). Поставили несколько обшарпанных столов, стульев и чертёжных кульманов. Собрали ударную группу аналитиков – аэродинамиков и помощников для черновой работы. Набились, как сельди в бочки, «штаб» работал за одним большим столом, одновременно говорили о своём несколько групп специалистов. Шум и гам стоял невероятный! Необходимо ещё учесть, что мы вторглись на чужую территорию. Местные рядовые работники толком не знали что происходит, и, главное, не знали - а что же будет с ними ?! ПОСМОТРИТЕ ВИДЕОРОЛИК |
|
|
|