РУКОВОДИТЕЛИ НПО "МОЛНИЯ" И ОТДЕЛЕНИЯ 500
Приведем выдержки из статьи непосредственного участника событий по созданию НПО «Молнии»,нашего коллеги по работе над «Спиралью» Владислава Васильевича Студнева: «… Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния» были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ «Радуга» основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль». Из ОКБ им.А.И.Микояна:
Из ОКБ «Радуга» (наши микояновцы из дубненского филиала):
Созданный Г.Е.Лозино-Лозинским совместно с руководителями, вошедших в объединение, предприятий Александра Васильевича Потопалова (КБ «Буревестник»),Матуса Рувимовича Бисноватого (КБ «Молния») и Владимира Михайловича Мясищего (Экспериментальный машиностроительный завод) коллектив набрал силу, специализировался для выполнения особо сложных работ в интересах авиационно-космических систем, сохранив при этом свою профильную тематику. ПОСМОТРИТЕ ФОТО-ВИДЕО-ФИЛЬМ ПОСМОТРИТЕ ВИДЕОРОЛИКИ |
СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МОЛНИЯ"В качестве вступления в страницу приведу выдержки из книги В.А.Туфакина « От орбитального самолёта «Спираль» до орбитального корабля «Буран»: В 1972 г.президент США Никсон объявил о начале разработки многоразовой космической системы (МКТС) “Space Shuttle”Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челноков в год. Аналитические исследования, проведенные в институтах Академии наук СССР и НПО «Энергия» в 1971 … 1975 годах, показали, что США ,введя в эксплуатацию МКТС “Space Shuttle”, смогут получить решающее военное превосходство в плане превентивного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны. В решениях НТС Министерства общего машиностроения и Министерства обороны ставилась задача исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появления у потенциального противника МКТС “Space Shuttle”. Проектные исследования по МКТС «Энергия – БУРАН» были начаты в 1975 г. в Научно – производственном объединении «Энергия». В феврале 1976 года после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании МКТС «Энергия – Буран» Министром авиационной промышленности был подписан приказ об организации Научно – производственного объединения «Молния», на которое было возложено создание планера орбитального корабля «Буран» в составе МКТС «Энергия – Буран». Генеральным директором, Главным конструктором НПО «Молния» был назначен Г.Е. Лозино - Лозинский, ранее (с 1966 г.) являющийся Главным конструктором проекта двухступенчатой многоразовой авиационно – космической системы «Спираль», разрабатываемой в ОКБ им. Микояна А.И. (вторая ступень воздушно – космической системы «Спираль» представляла собой спускаемый орбитальный самолёт изменяемой геометрии в схеме «несущий корпус» с аэродинамическим качеством). Во вновь образованное научно – производственное объединение вошли: - Конструкторское бюро «Буревестник» (Главный конструктор Потопалов А.В. ); - Конструкторское бюро «Молния» ( Главный конструктор Бисноват М.Р.); - Экспериментальный машиностр. завод (ЭМЗ ) (Генеральный директор Мясищев В.М.) Для использования в новой разработке имеющегося научно – технического задела приказом Министра авиационной промышл. в НПО «Молния» были переведены из ОКБ им. Микояна А.И. и его филиала (г.Дубна) основные специалисты, работавшие по проекту «Спираль» (1965 – 1979гг.). Итак,в 1976г. было создано НПО "Молния",куда вошли КБ "Буревестник"(гл.конструктор Потопалов А.В.),КБ "Молния" (гл.конструктор Бисноват М.Р.)и Экспер.Маш.завод в г. Жуковском (Руководитель Мясищев В.М.). В мае 1976г.приказом по НПО "Молния" было создано отделение 500 -"Аэродинамика и динамика полета"во главе с Зам.Главного конструктора Самсоновым Евгением Алексеевичем. В состав отделения вошли: 1.Отдел 510 - "Аэродинамика орбитального корабля "(начальник отдела - Каденко В.В.), 2.Отдел 520 - "Динамика полета"(начальник отдела-Труфакин В.А.) 3.Отд.540 -Аналоговое моделирование (начальник отдела -Ковалёв А.В. ).). В дальнейшем в отделении были созданы отделы 530 (нач.отдела Кирпищиков В.П.)по исследованию автоматического управления и отдел 550 (нач.отдела Найдёнов В.В.,затемГорбатенко В.В.) по исследованию динамики движения. Всего 55 лет жизни отпустила судьба Е.А.Самсонову,но он успел выполнить основную задачу своей профессиональной жизни - он создал коллектив,который под его руководством блестяще справился с главной задачей : научил " Буран" летать! К тысячам технических отчетов и сотням тысяч различных документов,в которых отражена научно-техническая сторона создания "Бурана" можно было бы добавить собрание сочинений о психологических ньюансах,почти детективных историях,круто закрученных человеческих судьбах,интригах,трагедиях,страхах и переживаниях,перемешанных с положительными эмоциями и удовлетворением от творческой работы. Где –то во второй половине 1975г пошли разговоры о возможном создании в Москве новой организации, которая будет заниматься космической тематикой и, конкретно, созданием Многоразовой Транспортной Космической Системы .Мы уже не понаслышке знали многое о создаваемой в США системе Space Shuttle, Читали и анализировали открытые и закрытые источники с изложением концепции и характеристик новой системы. Мы по-прежнему много времени проводили в Москве на фирме Артема Микояна и в ЦАГИ (в г. Жуковском), продолжая заниматься аэродинамикой «Спирали».Постепенно Е.А. Самсонов и Л.П.Воинов стали привлекать нас к расчетным работам по аэродинамике и динамике американской системы Спейс Шаттл. На фирме появилось много закрытых отчётов с характеристиками Орбитального Корабля этой системы.. Постепенно это стало нашей основной работой, которую, кстати ,мы скрывали от руководства нашего ОК-105 в Дубне и выписывали там командировки в Москву, Жуковский и Звёздный городок как-бы для продолжения работ по «Спирали».Так продолжалось некоторое время, но уже к концу 1975 г. мы делали это открыто ,а где-то в руководящих сферах основного ОКБ и филиала уже ощущалось напряжение .Точно я не могу утверждать, но, вероятно, Юрий Дмитриевич Блохин, чувствуя предстоящую гибель «Спирали»,а затем и филиала, пытался бороться за их сохранение и не хотел терять специалистов, которые уже настроились на переход в Москву и на работу по новой тематике. Как следует из статьи В.В. Студнева «К 100-летию Г.Е.Лозино-Лозинского», уже шли скрытые переговоры о подборе кандидатов для продолжения работ на новой фирме. А мы, аэродинамики, уже знали, где и чем мы будем заниматься в ближайшие несколько лет. Практически к началу 1976г. уже вся бригада В.П.Найдёнова работала на новый проект. Начались некоторые конфликты с руководством ОК – 105 ,и мы уже часто подписывали свои командировки не в Дубне, а на головной фирме в Москве. Министр разрешил перевести с ММЗ «Зенит» на будущую «Молнию» всего десять человек, чтобы до минимума снизить потери по разработке новых боевых самолётов. Г.Е.производил жесткий отбор, и ,в результате,с «Зенита» были переведены Приказом министра: Г.Е.Лозино-Лозинский, Г.П.Дементьев, Я.И.Селецкий, Л.П.Воинов, М.П.Балашов, Е.А.Самсонов, Д.Г.Кошелев, В.Е.Соколов, В.В.Студнев,И.Г.Розанов. |
|
|
|