КАДЕНКО В.В.
КАДЕНКО В.В.,РЕШЕТИН А.Г. ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИКИ ОРБИТАЛЬНОГО САМОЛЁТА МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОСМ. СИСТЕМЫ «СПЕЙС ШАТТЛ» В обзоре,составленном по материалам иностранной научно-технической информации,проведен подробный анализ всех вопросов,связанных с аэродинамикой орбитального самолёта.Проанализированны объём,цели и направления кактеоретических методов расчета,так и экспериментальных исследований в аэродинамических трубах.Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований и проанализирована история развития аэродинамической компоновки «Спейс Шаттла».Дан подробный анализ физической картины обтекания и особенностей его аэродинамических характеристик. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
- Аэродинамические коэффициенты для всех диапазонов скоростей и высот полёта ( от М=0 до М= 28; от Н=0 до Н=300км. ) в рабочем диапазоне углов атаки и скольжения ; - Эффект учёта влияния земли при посадке; - Штопорные характеристики на дозвуковых скоростях полёта; - Коэффициенты шарнирных моментов органов управления и поворотных консолей; - Распределение давления по поверхности НК на всех режимах полёта в полном диапазоне углов атаки и скольжения,в том числе с учётом влияния земли на посадочных режимах; - Специальные вопросы аэродинамики,связанные с влиянием работы двигателя,характеристиками демпфирования и десятками других проблем,возникающими в процессе проектирования и изготовления изделия. 3.Создание расчётных методов определения аэродинамических коэффициентов аппаратов различных конфигураций для всех диапазонов скоростей и высот.полёта 4.Создание математических методов представления геометрии летательного аппарата для обеспечения возможности определения аэродинамических коэффициентов на ЭЦВМ; 5. Создание технических заданий на проектирование и изготовление аэродинамических моделей.различного назначения для исследования в дозвуковых,трансзвуковых ,сверхзвуковых и гиперзвуковых трубах аэродинамических характеристик (весовые модели,модели дренированные для определения распределения давления по поверхности,тензометрированные- для определения шарнирных моментов и нагрузок на отдельные элементы компоновок,динамически подобные для исследования штопорных характеристик и флаттера,другие специализированные модели(исследование протока воздуха в двигателеЭхарактеристики пограничного слоя и т.д. и т. п.) 6. Методы обработки результатов трубных испытаний,пересчета их на натурные условия полета (по критериям подобия, и пр.) 7. Создание банков данных аэродинамических характеристик для реального изделия с возможностью аппроксимации и определения значения коэффициентов в любой точке многопараметрического поля с учетом множества изменяемых в определенных допусках параметров – для обеспечения работы динамикам при расчетах полета на ЭВМ и стендового моделирования,включая обучение летчиков и космонавтов для получения навыков пилотирования,а также для прчнистов при определении нагрузок на аппарат и его элементов на режимах,определяемых нормами прочности. 8. Создание методов обработки летных испытаний реального изделия и летающих моделей (типа Бор). |
ГРУППА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ Группа аэродинамических коэффициентов,входившая в бригаду В.П. Найденова, состояла из 8-и человек :Каденко В.В.,Старцев В.Ф.,Березкин,Герасимчук Н.Д.,Комаров А.А., Смирнова.Г.Д.,Белов А.П. и Порядина Г.Т.Первые годы после создания мы работали в тесном контакте с аэродинамиками основной Микояновской фирмы (Самсонов Е.А.,Ашневиц А.Я.,Пятахин В.И.,Иванов В.К.,Пятахина З.С.,Гринина,А.В. ).Кстати,это были,кроме Е.А.Самсонова, специалисты,переведенные к моменту начала работ над аванпроектом «Спирали» из фирмы Челомея. Они пришли в ОКБ-155 в 1965году, уже тогда,когда облик «Спирали» и её орбитального самолёта для аванпроекта.был выбран силами газодинамиков,во главе с Л.П. Воиновым и проектным отделом во главе с Я.И.Селецким.Расчёты всех видов тепловых и силовых нагрузок на ОС провёл В.Е.Соколов,температурные схемы при спуске с орбиты выполнила З.К.Жавыркина,расчеты нестационарного нагревания конструкции сделал С.Ф.Тесленко,а температурную схему на орбите высотой 130 км.с учетом встречного молекулярного потока и излучения Солнца и Земли ,а также поляру и балансировку в молекулярном потоке выполнила Е.В. Лабунская. С тех пор облик ОС почти не изменился и аэродинамикам требовалось «только» обеспечить выбранную конфигурацию всем набором аэродинамических характеристик После нашего подключения к работам в 1967году,наша группа в течении некоторого времени «плавно» приняла эстафету на себя , и продолжая сотрудничество с ОКБ и ЦАГИ по старым заделам,развернула целый ряд новых исследований,как этого потребовали рабочие планы работ по созданию аналогов и исследованиям на режимах спуска и посадки.Нами были уже практически самостоятельно спроектированы,изготовлены и исследованы в аэродинамических трубах ЦАГИ несколько аэродинамических моделей,среди них были дренированная модель для исследования распределения давления,тензометрированная модель для исследования шарнирных моментов и нагрузок на элементы компоновки,модель для исследования штопора и т. дНеобходимо отметить,что проектирование моделей и сопровождение их в призводстве нам помогали лучшие конструктора из конструкторской бригады филиала, в их числе И.Г.Грачев и Е.К.Благодаров.Это конструктора «от бога».Мы провели также совместно с конструкторами (Морозов С.В. и др. ) в аэродинамической трубе Т101 ЦАГИ испытания изделия 105-11 .с исследованием не только весовых характеристик,но и состояние пограничного слоя и отрывных течений с помощью визуализации потока.С учётом новых результатов были уточнены исходные данные по аэродинамике и создан новый банк данных аэродинамических характеристик для динамиков и банк данных по распределению давления на поверхности изделия для прочнистов,обеспечили получение заключения и разрешение на лётные испытания первому дозвуковому аналогу орбитального самолеа – изделию 105 – 11(штопор).Наработали много расчетного и экспериментального материала для перспективных работ,в том числе и для «Бурана».Этим и можно объяснить тот факт,что группа аэродинамики,обладающая опытом работ по "Спирали", была переведена в Москву на НПО «Молния» для работ по «Бурану». Пример обзорных открытых докладов на конференции в МАИ( Из серии «Параметрические исследования» и «Обзоры по материалам зарубежной печати» )БЕРЁЗКИН Г.В., КАДЕНКО В.В. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО РАСЧЁТА АППАРАТОВ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ НА ГИПЕРЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ С помощью метода «местных пластин» рассчит аны аэродинамические характеристики семейства «несущих корпусов» в широком диапазоне изменения и
х основных геометрических параметров ( Cmax, Хпк,Rнос и т. д. ).Произведен анализ влияния этих параметров на вторичные геометрические параметры (объём,центр объёма,смачиваемую поверхностьи т.д.) и на аэродинамические характеристики продольного и бокового каналов.Разработана приближенная методика и проведен параметрический расчёт по учёту сил трения на аэродинамическое качество «несущих корпусов»с различными значениями максимальной относительной толщины.Проведено сравнение полученных результатов с материалами экспериментальных исследований в аэродинамических трубах. КАДЕНКО В.В.,СТАРЦЕВ В.Ф. ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ АППАРАТОВ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ. В обзоре,составленном по материалам иностранной печати,анализируются история развития и создания экспериментальных аппаратов с несущим корпусом.Рассмотрены общие особенности их аэродинамической компоновки,определяемые специфическими условиями полёта.Проводится подробный анализ аэродинамических характеристик аппаратов М2-F1, M2-F2, M2-F3, H L-10,X-24A и др.Определена зависимость аэродинамических коэффициентов этих аппаратов от геометрических параметров элементов их компоновки.Дается краткий анализ вопросов устойчивости и управляемости.Определены пути улучшения аэродинамики аппаратов с несущим корпусом с целью повышения несущих свойств и маневренных возможностей. |
|
|
|