Е.А.САМСОНОВ

НАЧ.ОТДЕЛЕНИЯ 500

САМСОНОВ Е.А.

КАДЕНКО В.В.

ОТД.510

В.А.ТРУФАКИН

ТРУФАКИН В.А.

ОТД.520

В.П.КИРПИЩИКОВ

КИРПИЩИКОВ В.П.

ОТД.530

ШАПИРО Б.Е.

ОТД.540

НАЙДЁНОВ В.П.

НАЙДЕНОВ В.П.

ОТД.550 (с 1982г)

В.В.ГОРБАТЕНКО

ГОРБАТЕНКО В.В.

ОТД.550 (с 1986г.)

А.В.КОВАЛЁВ

КОВАЛЕВ А.В.

РУКОВОДИТЕЛИ НПО "МОЛНИЯ" И ОТДЕЛЕНИЯ 500

Г.Е.ЛОЗИНО_ЛОЗИНСКИЙ

В.М.МЯСИЩЕВ

А.В.ПОТОПАЛОВ

М.Р.БИСНОВАТ

Г.П.ДЕМЕНТЬЕВ

Я.И.СЕЛЕЦКИЙ

Остальные фотографии на Я.Фотках

Приведем  выдержки из статьи непосредственного участника событий по созданию НПО  «Молнии»,нашего коллеги по работе над «Спиралью» Владислава Васильевича Студнева:

«… Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния» были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ «Радуга» основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль».

  Из ОКБ им.А.И.Микояна:

Г.Е.Лозино-Лозинский

Г.П.Дементьев

В.В.Студнев

Я.И.Селецкий

Е.А.Самсонов

Л.П.Войнов

В.Е.Соколов

И.Г.Розанов

Д.Ф.Кошелев

М.П.Балашов

 

   Из ОКБ «Радуга» (наши микояновцы из дубненского филиала):

Ю.Д.Блохин

Д.А.Решетников

Л.М.Богдан

В.П.Найдёнов

В.В.Каденко

В.А.Труфакин

В.В.Горбатенко

 

А.В.Иевлев

А.Т.Сенченко

П.И.Карачун

Ю.П.Теглев

В.И.Саенко

И.Г.Грачёв

В.В.Тетянец

В.С.Карлин

Н.И.Горбунов

В.Ф.Старцев

Н.А.Иванов

А.П.Белов

Г.А.Репников

С.С.Солод

В.В.Евланов

В.А.Цветков

Г.В.Берёзкин

В.Е.Вова

Л.В.Тимофеев

Г.Н.Зажогин

С.Ф.Самарина

    Созданный Г.Е.Лозино-Лозинским совместно с руководителями, вошедших в объединение, предприятий Александра Васильевича Потопалова (КБ «Буревестник»),Матуса Рувимовича Бисноватого (КБ «Молния») и Владимира Михайловича Мясищего (Экспериментальный машиностроительный завод) коллектив набрал силу, специализировался для выполнения особо сложных работ в интересах авиационно-космических систем, сохранив при этом свою профильную тематику.

ПОСМОТРИТЕ ФОТО-ВИДЕО-ФИЛЬМ 

 ВСПЫШКА "МОЛНИИ"

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕОРОЛИКИ

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МОЛНИЯ"

В качестве вступления в страницу приведу выдержки из книги В.А.Туфакина « От орбитального самолёта «Спираль» до орбитального корабля «Буран»:

В 1972 г.президент США Никсон объявил о начале разработки многоразовой космической системы (МКТС)  “Space Shuttle”Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челноков в год.

Аналитические исследования, проведенные в институтах Академии наук СССР и НПО «Энергия» в 1971 … 1975 годах, показали, что США ,введя в эксплуатацию МКТС “Space Shuttle”, смогут получить решающее военное превосходство в плане превентивного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны.

В решениях НТС Министерства общего машиностроения и Министерства обороны ставилась задача исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появления у потенциального противника МКТС “Space Shuttle”.

Проектные исследования по МКТС «Энергия – БУРАН» были начаты в 1975 г. в Научно – производственном объединении «Энергия».

В феврале 1976 года после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании МКТС «Энергия – Буран» Министром авиационной промышленности был подписан приказ об организации Научно – производственного объединения «Молния», на которое было возложено создание планера орбитального корабля «Буран» в составе МКТС «Энергия – Буран».

Генеральным директором, Главным конструктором НПО «Молния» был назначен Г.Е. Лозино  - Лозинский, ранее (с 1966 г.) являющийся Главным конструктором проекта двухступенчатой многоразовой авиационно – космической системы «Спираль», разрабатываемой в ОКБ им. Микояна А.И. (вторая ступень воздушно – космической системы «Спираль» представляла собой спускаемый орбитальный самолёт изменяемой геометрии в схеме «несущий корпус» с аэродинамическим качеством).

Во вновь образованное научно – производственное объединение вошли:

-   Конструкторское бюро «Буревестник» (Главный конструктор Потопалов А.В. );

-    Конструкторское бюро «Молния» ( Главный конструктор Бисноват М.Р.);

-    Экспериментальный машиностр. завод (ЭМЗ ) (Генеральный директор Мясищев В.М.) 

Для использования в новой разработке имеющегося научно – технического задела приказом Министра авиационной промышл. в НПО «Молния» были переведены из ОКБ им. Микояна А.И.  и его филиала (г.Дубна) основные специалисты, работавшие по проекту «Спираль» (1965 – 1979гг.).

Итак,в 1976г. было создано НПО "Молния",куда вошли КБ "Буревестник"(гл.конструктор Потопалов А.В.),КБ "Молния" (гл.конструктор Бисноват М.Р.)и Экспер.Маш.завод в г. Жуковском (Руководитель  Мясищев В.М.).

В мае 1976г.приказом по НПО "Молния" было создано отделение 500 -"Аэродинамика и динамика полета"во главе с Зам.Главного конструктора Самсоновым Евгением Алексеевичем. В состав отделения вошли:

1.Отдел 510 -  "Аэродинамика орбитального корабля "(начальник отдела - Каденко В.В.),

2.Отдел 520 - "Динамика полета"(начальник отдела-Труфакин В.А.)

3.Отд.540 -Аналоговое моделирование (начальник отдела -Ковалёв А.В. ).).

В дальнейшем в отделении   были созданы отделы 530 (нач.отдела Кирпищиков В.П.)по исследованию автоматического управления и отдел 550 (нач.отдела Найдёнов В.В.,затемГорбатенко В.В.) по исследованию динамики движения.

 Всего 55 лет жизни  отпустила судьба Е.А.Самсонову,но он успел выполнить основную задачу своей профессиональной жизни - он создал коллектив,который под его руководством

блестяще справился с главной задачей :  научил " Буран" летать!

К тысячам технических отчетов и сотням тысяч различных документов,в которых отражена научно-техническая сторона создания "Бурана" можно было бы добавить собрание сочинений о психологических ньюансах,почти детективных историях,круто закрученных человеческих судьбах,интригах,трагедиях,страхах и переживаниях,перемешанных с положительными эмоциями и удовлетворением от творческой работы.

Где –то во второй половине 1975г пошли разговоры о возможном создании в Москве новой организации, которая будет заниматься космической тематикой и, конкретно, созданием Многоразовой Транспортной Космической  Системы .Мы уже не понаслышке знали многое о создаваемой в США системе Space Shuttle,

Читали и анализировали открытые и закрытые источники с изложением концепции и характеристик  новой системы.  Мы по-прежнему много времени проводили в Москве на фирме Артема Микояна и в ЦАГИ (в г. Жуковском), продолжая заниматься аэродинамикой «Спирали».Постепенно Е.А. Самсонов и Л.П.Воинов стали привлекать нас к расчетным работам по аэродинамике и динамике американской системы  Спейс  Шаттл.

На фирме появилось много закрытых отчётов с характеристиками  Орбитального Корабля этой системы.. Постепенно это стало нашей основной работой, которую, кстати ,мы скрывали от руководства нашего ОК-105 в Дубне и выписывали там командировки в Москву, Жуковский и Звёздный городок как-бы для продолжения работ по «Спирали».Так продолжалось некоторое время, но уже к концу 1975 г. мы делали это

открыто ,а где-то в руководящих сферах  основного ОКБ и филиала уже ощущалось напряжение .Точно я не могу утверждать, но, вероятно, Юрий Дмитриевич Блохин, чувствуя предстоящую гибель «Спирали»,а затем и филиала, пытался бороться за их сохранение и не хотел терять специалистов, которые уже настроились на переход в Москву и на работу по новой тематике. Как следует из статьи В.В. Студнева  «К 100-летию Г.Е.Лозино-Лозинского», уже шли скрытые переговоры о подборе кандидатов для продолжения работ на новой фирме. А мы, аэродинамики, уже знали, где и чем мы будем заниматься в ближайшие несколько лет. Практически к началу 1976г. уже вся бригада В.П.Найдёнова работала на новый проект. Начались некоторые конфликты с руководством ОК – 105 ,и мы уже часто подписывали свои командировки не в Дубне, а на головной фирме в Москве.

Министр разрешил перевести с ММЗ «Зенит» на будущую «Молнию» всего десять человек, чтобы до минимума снизить потери по разработке новых боевых самолётов. Г.Е.производил жесткий отбор, и ,в результате,с «Зенита» были переведены Приказом министра: Г.Е.Лозино-Лозинский, Г.П.Дементьев, Я.И.Селецкий, Л.П.Воинов, М.П.Балашов, Е.А.Самсонов,  Д.Г.Кошелев, В.Е.Соколов, В.В.Студнев,И.Г.Розанов.

Конструктор сайтов - uCoz