Рафаил Шевелевич Хайкин — одна из видных, ярких фигур коллектива МКБ. Крупный ученый, инженер, организатор, специалист в области аэродинамики, динамики полета, анализа и синтеза систем управления ракетного оружия (крылатых ракет) воздушного, морского и наземного базирования; один из ближайших соратников создателя и первого руководителя МКБ «Радуга» главного конструктора Александра Яковлевича Березняка.
В этом году 21 декабря ему бы исполнилось 90 лет. Он не дожил до юбилея чуть больше года. До последних дней он любил физическую работу, лыжи, велосипед, длительные пешие прогулки. Занимался садоводством на «Чайке». У него были на все случаи свои рецепты посадки, посева, обработки и хранения урожая. Свою семью обеспечивал круглый год витаминами из молодых побегов сосны, которые он отваривал по известной только ему технологии. В этом сказывалась память о войне: в блокаду ленинградцы так спасались от авитаминоза и цинги. А еще любил очень зеленый лук и выращивал его всё лето, щедро делясь опытом его посадки и полива. С Рафаилом Шевелевичем интересно разговаривать было на любую тему. От общения с ним собеседник получал всегда что-то ценное, поучительное. Недаром говорили о Рафаиле Шевелевиче, что он не человек, а настоящая энциклопедия.
Школьные годы
Родился Рафаил Шевелевич в местечке Озаричи Полесской области Белоруссии седьмым ребенком в семье плотника. Сам себя помнил с топором в руках — с детства помогал отцу. Домашние задания успевал делать на уроках. После седьмого класса поехал в Гомель поступать на рабфак Лесотехнического института. Всего надлежало сдать 5—6 экзаменов за две недели. Но Рафаил о сроках ничего не знал и все экзамены сдал за один день, причем на пятерки. По окончании рабфака преподаватель математики посоветовал Рафаилу поступать в Ленинградский университет. Первый экзамен — математику — он сдал на пять баллов. Преподаватель поздравил с поступлением в университет. «Так я же русский не сдал еще», — возразил юноша. «Сдашь. Не сдашь, придешь ко мне». С русским были сложности, но он их преодолел и оказался в университете. С четвертого курса его как лучшего студента переводят в авиационный институт, образованный на базе автодорожного.
Война
На третий день после начала войны во дворе института поставили стол — записывали добровольцев на фронт. Записался и Хайкин. В течение месяца 68 истребительный батальон, куда определили студентов, получив канадские винтовки с оптическими прицелами, осваивал приемы штыкового боя: «длинными коли, короткими коли». Вскоре новобранцам выдали по связке гранат, бутылку с зажигательной смесью и направили на передовую под город Чудов. Но повоевать Рафаилу не пришлось. Сначала поступил приказ направить студентов старших курсов пяти вузов — авиационного, связи, военно-механического, электросвязи и ГВФ — на доучивание, потом — на военные заводы для помощи в выпуске военной продукции. Хайкин попал на авиационный завод, где ремонтировали подбитые самолеты. Работал Рафаил усердно, но вместе с тем регулярно ходил к секретарю райкома комсомола с просьбой отправить его на фронт. И тут у Хайкина произошел случай, глубоко врезавшийся в память и во многом определивший его жизненную позицию. Было так, что каждый визит в райком заканчивался безрезультатно. Секретарь райкома Симонов на одни и те же просьбы отвечал примерно одинаково: «Думаете, я не хочу на фронт? Хочу. Но сейчас каждый должен находиться там, куда его поставили. Фронту нужны самолеты!» И вот однажды, через неделю после очередного отказа, Рафаил снова пришел на прием в райком комсомола. И тут выяснилось, что секретарь райкома за это время умер от голода. То, что человек, занимавший высокую должность секретаря райкома, жил, как все, поразило Хайкина и определило его жизненную позицию, которой он руководствовался всю жизнь: «Мне стыдно жить не по средствам страны».
В марте 1942 г. студентов на полуторках Дорогой жизни, через Ладогу, перевезли из Ленинграда на Большую землю. Проехали благополучно, ожидаемой бомбардировки не было. Пролетел один самолет, сбросил в стороне три небольшие бомбы, и всё. Из холода ребята попали в тепло — в Кисловодск. Рафаил работал в Терском мясомолочном совхозе: плотничал, делал кадки для воды, ремонтировал конные косилки, лобогрейки. В августе фронт стал приближаться к Кавказу. Студентов отправили в Алма-Ату, куда эвакуировался Московский авиационный институт. В следующем, 1943 году МАИ возвратился в Москву.
После войны
В ноябре 1944 года после защиты дипломного проекта молодой инженер Рафаил Хайкин на перекладных, в морозную погоду, в открытом кузове полуторки приехал в поселок Иваньково на будущий ДМЗ. Здесь он встретил долгожданную победу над тем врагом, из-за которого лишились жизни три его брата, а сестры и родители были разбросаны по всей стране до Сахалина.
Хайкин начал работать в конструкторском бюро, проектирующем гидросамолеты, которое возглавлял главный конструктор, он же и директор завода И. В. Четвериков. Игорь Вячеславович был толковым инженером, глубоко порядочным человеком. Во многом он стал для молодого инженера примером. КБ проектировало небольшой самолет-амфибию. На стадии эскизного проекта Хайкин предложил увеличить плоскость крыла в полтора раза. Все воспротивились этому. Основной аргумент — у французского самолета аналогичного класса плоскость такая же, как и у нашего. Хайкин сумел доказать свою правоту. А спустя некоторое время Четвериков принес информационный материал об испытаниях французского «собрата», и в нем техническая комиссия рекомендовала увеличить площадь крыла в полтора раза. Главный не постеснялся признать правоту своего подчиненного, открыто признав его мнение: «Ты был прав. Молодец!»
Век КБ Четверикова оказался недолгим. Сначала в 1946 году его перевели в Ленинград с конструкторами (наш завод готовился к приему немецких специалистов, репатриированных в СССР), а через год-два его и вовсе расформировали.
Снова Иваньково
В конце 1950 года Рафаил Шевелевич приехал со своей супругой Ниной Ивановной на ее родину — в Талдом. Заглянул в Иваньково, где 6 лет тому назад начинал трудовой путь. Директор завода Лисицын после непродолжительной беседы предложил ему должность старшего инженера-аэродинамика и комнату в финском доме. Так, с января 1951 года Иваньково стало Хайкину родным домом. С первых дней он погрузился в работу. На заводе работали немецкие авиационные специалисты. Ознакомившись со сделанными ими расчетами ветроколеса, Рафаил Шевелевич обнаружил ошибку, заявив, что оно развалится. Немцы, смотревшие на советских специалистов свысока, не согласились: «Не может быть. Мы не ошибаемся». Испытания доказали правоту Хайкина: ветроколесо действительно развалилось. И тогда он разработал свою методику расчета да настолько удачную, что через 50 лет ее отыскали в архивах и стали использовать при расчете ветроэнергетических установок, которыми начало заниматься МКБ «Радуга»…
Рафаил Шевелевич работал с немецкими специалистами два года. О работе с ними существует немало мнений: от «они научили нас работать» до «они нас только раздражали, недавние враги». Как-то (в прошедшие годы, естественно) я попросил на этот счет высказаться Рафаила Шевелевича, как работавшего рука об руку с ними. Он сказал примерно следующее: «Немцы ничему нас не научили. Это пустые разговоры. Каждый работал своей головой. У наших голова не хуже, и учить нас нечему».
После благополучного отъезда немецких специалистов Хайкин стал работать в КБ, позднее ставшем МКБ «Радуга», вместе с Березняком. В этой организации и проработал до самого последнего дня своей жизни.
Рафаил Шевелевич Хайкин — яркий представитель плеяды ученых-практиков, которая выросла в процессе становления нового для 50-х годов ХХ столетия направления авиационной техники — крылатых ракет.
Он был крупным ученым, инженером и организатором. Невозможно переоценить его огромнейший вклад в развитие, успех ГосМКБ «Радуга» в деле создания крылатых ракет, которые по своим техническим характеристикам не имели аналогов в мировой практике. Вклад Р. Ш. Хайкина базируется на ясности и четкости научно-практического мышления, на глубокой теоретической подготовке, понимании физической сути процессов в сочетании со здравым смыслом. Им создана научно-техническая школа в области аэродинамики, динамики полета и управления, которая определила на многие годы лицо предприятия и снискала уважение смежных предприятий. Широта научных интересов позволила ему сделать целый ряд уникальных работ. Это цикл теоретических и экспериментальных работ по аэроупругости, введение в практику понятия балансировочной поляры, разработка инженерных методов расчета нагрузок и вращательных производных складывающихся несущих поверхностей, введение, в практику аналитических форм задания геометрии изделий и аэродинамических характеристик. Им создан ряд методик по расчету траекторий ракет, по оценке устойчивости линейных и нелинейных систем управления и стабилизации. Под его руководством была создана вычислительная база предприятия и разработаны комплексы программ математического моделирования процессов полета и управления.
С высоты сегодняшних мегагерцевых и мегабайтовых компьютеров кажется неправдоподобным, что траектории первых крылатых ракет, стоящих на вооружении, были посчитаны Хайкиным и небольшой группой его помощниц на механических арифмометрах типа «Рейнметалл», имеющих быстродействие — одна операция за пять секунд. Для этого пришлось сложные системы упрощать до такой степени, чтобы они могли быть втиснуты в жесткие ограничения «инструментальной невозможности». При этом важно было сохранить существенные факторы, чтобы модель совпадала в главном — со сложной реальной действительностью.
Большой вклад Р. Ш. Хайкин внес в создание лабораторной базы, с помощью которой проводилась наземная отработка ракет, в частности, были разработаны и внедрены в эксплуатацию аэродинамические трубы с дозвуковым и сверхзвуковым потоком, комплексы полунатурного моделирования процесса полета, динамические стенды с широкой полосой. Всё это позволяло подходить к этапу летных испытаний ракет со значительным объемом знаний, высокой степенью отработанности технических решений и в конечном итоге обеспечило подтверждение тактико-технических характеристик ракет ограниченным числом пусков.
Р. Ш. Хайкин является автором и соавтором порядка 80 статей и более 45 изобретений. При всех столь значительных достижениях он всегда оставался чрезвычайно скромным человеком и жил по средствам страны. Духовное богатство Рафаила Шевелевича составляли его энциклопедические знания.
После эпилога
Р. Ш. Хайкин — лауреат Государственной премии, кавалер орденов Октябрьской революции, Отечественной войны второй степени, двух орденов Трудового Красного Знамени, медалей «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.
Статья о жизненном и творческом пути Р. Ш. Хайкина помещена в энциклопедию «XX век. Авиастроение России в лицах». Награды достойные, но, по-моему, да и по мнению многих его коллег, недостаточные для такого выдающегося человека. Пусть эта статья станет ходатайством о присвоении Р. Ш. Хайкину звания почетного гражданина города и об учреждении мемориальной доски в память о нем. Он это заслужил с лихвой.
Виктор Жизнев
|