В школе я всегда был "круглым" отличником. И всегда, сколько себя помню, был увлечен авиацией. Откуда это, не знаю, может от того "кукурузника",что кружил над селом где-то в 46 году, или от фотографии дяди Нети(брата отца) в красивой летной форме во время войны на Халгин - Голе, где он служил авиационным техником? Затем увлеченность перешла и на все, что связано с космосом. Задолго до запуска первого спутника в 1957 году я грезил астрономией, ракетами, Циолковским, делал сам телескопы, шлифовал линзы. Даже своего соседа Олега Миронова уговорил изготовить клапан для ракетного двигателя. Достал баллон жидкого кислорода и баллон азотной кислоты. Как пронесло и уберегло, не помню! Колоссальное впечатление на меня произвел, где-то в 1955-56 годах, специальный выпуск журнала "Огонек",целиком посвященный как бы состоявшемуся полету нашего экипажа на Марс. Все было, как взаправду, фотографии экипажа, чертежи ракеты и т. д. Я даже сделал доклад в школе на уроке технической информации. Очень поддерживала меня любимая наша классная руководитель Идея Павловна Севастьянова, тогда еще совсем молодая, мастер спорта по альпинизму. Она подарила мне как-то книжечку о мужестве и товариществе альпинистов с надписью:"Володе Каденко - будущему ученому и моей надежде".Чуть позже, в 17 лет, я написал стихи, приведенные в колонке левее. Конечно, коряво и наивно, но это наше, мы были такими, Мы бьли романтиками, и это , наверное, потом здорово помогало нам жить.
Авиамодельный кружок Дворца пионеров на Садовой - мой первый громадный коробчатый водушный змей, затем модель планера с полутораметровым размахом крыла, Днепропетровский аэроклуб с полетами на резинке на планере БРО-9,первый полет на "кукурузнике" ПО-2 с инструктором - все это осталось в памяти навсегда.
Золотая школьная медаль давала мне право на поступление в любой институт без экзаменов, но я рванул в Киевское Высшее Авиационное Инженерное училище но, о боже!- не прошел последнюю медицинскую комиссию и потерял время .В трансе, под уговоры друзей, подал документы в ДИСИ ( Днепропетровский инженерно-строительный институт ), и, после ответа на собеседовании на вопрос"Сколько будет 3х в нулевой степени?", стал студентом 1-го курса факультета "Строительные машины и оборудование".
Два первых года учебы запомнились первой тройкой на зачете по начертательной геометрии, практикой на строительстве Шинного завода, бетонными работами на строительстве Комсомольской доменной печи №5 на заводе им. Петровского. И бесчисленным количеством писем, которые я писал во все уголки Союза в учебные заведения с авиационным уклоном. И , вдруг, в середине второго курса, ответ из Харькова: приезжайте, у нас объявлен расширенный набор! Еле дождался весны, сдал весеннюю сессию и - в Харьков. И вот я - студент 3-го курса самолетостроительного факультета Харьковского авиационного института. .Мечты начали сбываться!
С первых же дней в ХАИ - за интересные дела! Уже через месяц я работал в СКБ (студенческом конструкторском бюро).Талантливый Валерий Решетников, рассудительный и мастеровой Леня Стариков и другие старшекурсники, стали наставниками и друзьями. Это была прекрасная работа и прекрасное время! До глубокой ночи рисовали и чертили самолеты, что-то мастерили, все лето летали в аэроклубе, сначала на планерах, затем на ЯК-18, временами уезжали куда-нибудь, то под Киев, то в Крым - передохнуть. Приезжал к нам часто Олег Константинович Антонов. Представляете, как распирала гордость, когда я сидел рядом с ним в Харьковской опере и слушал, по- моему, "Пиковую Даму"!Такая жизнь продолжалась около двух лет. Потом разбили самолет, Решетников уехал в Ташкент и там вскоре погиб. Пришли новые ребята, а старшие защитились и разъехались.
Я перевелся во вновь созданную в институте группу "ракетчиков", потом уехал на преддипломную практику в Киев, в КБ Антонова. Это было сразу после нашумевшей трагедии в Бабьем Яру, когда от селя погибли сотни людей. Но тему диплома я выбрал космическую, вернулся в Харьков и через полгода увлеченной работы над дипломом в качестве "Главного конструктора" своего "Спускаемого с орбиты космического корабля с экипажем из двух человек",в феврале 1963г. защитился и получил направление на работу на кафедру аэродинамики в ХАИ.
Но давайте по-порядку!