ПЕРЕХВАТЧИК КОСМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ При разработке его боевых возможностей и тактики применения конструкторы исходили из того, что по статистике запусков орбиты основных космических целей лежат в диапазоне высот Н=250-1000 км. В связи с этим предлагалось два варианта самолета-перехватчика: – вариант инспектора-перехватчика с выходом на орбиту цели, сближением с ней на расстояние 3-5 км и уравниванием скорости между перехватчиком и целью. После этого летчик мог провести инспекцию цели с помощью оптического визира с 50-кратным увеличением (разрешением на цели 1,5-2,5 см) с последую-щим ее фотографированием. В случае принятия решения пилотом уничтожить цель, в его распоряжении были шесть самонаводящихся ракет весом 25 кг каждая, обеспечивающих поражение целей на дально-сти до 30 км. Ракеты установлены в индивидуальных контейнерах в закабинном отсеке и используют «горячий» старт, т.е. двигатели ракет запускаются на борту самолета, для чего предусмотрены специальные газоотводные каналы. Запаса топлива перехватчика хватает на перехват двух целей, расположенных на высотах до 1000 км при углах некомпланарности орбит целей до 10 градусов; – вариант дальнего перехватчика,оснащенного самонаводящимися ракетами, обеспечивающими пере- хват космических целей на пересекающихся курсах при углах некомпланарности в диапазоне 0–±180 градусов при промахе перехватчика до 40км, компенсируемым ракетой. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 350 км. Вес ракеты с контейнером 170 кг. Поиск и обнаружение заранее заданной цели, а также наведение ракеты на цель производится летчиком вручную с помощью оптического визира. Энергетика этого варианта перехватчика также обеспечивает перехват 2-х целей в течение одного полета, находящихся на высотах до 1000 км. У обоих вариантов перехватчиков из-за наличия закабинного ракетного отсека несколько изменена внешняя геометрия верхней части корпуса. Как видно из описания варианта-перехватчика, в случае его реализации мы вполне были готовы к полномасштабным «звездным войнам». Картины грядущих маневренных орбитальных боев захватывали воображение военных. Представителям ВВС особенно нравилось, что «…орбитальный самолет в варианте инспектора-перехватчика, обладая маневренными возможностями в космосе и на возвращении,а также точной посадкой, может обеспечить более регулярные и оперативные полеты для выполнения задач инспекций и перехвата, чем это может сделать аппарат полубаллистического типа, а использование для его запуска самолетной стартовой системы дает ему возможность облегчить и ускорить эти операции, так как воздушный старт обеспечивает возможность запуска его в плоскость инспектируемой цели без расфазирования инспектора и цели».В самом деле, анализ показывает существенные преимущества орбитального самолета-перехватчика с воздушным стартом перед аппаратом со стационарным ракетным стартом.Расчеты подтверждают, что при наличии двух стартовых аэродромов,разнесенных на 600–900 км по широте, самолет-разгонщик с параллаксом старта до 750 км может вывести орбитальный самолет-инспектор в плоскость орбиты цели, летящей на высоте до 1000–1500 км таким образом, что время ожидания на орбите для инспектирования цели в дневных условиях и с минимальными энергетическими затратами не превысит 5 часов. Энергетические затраты орбитального самолета, необходимые на сближение с целью, выравнивание скоростей полета, возвращение и посадку, не превышают величины, эквивалентной 1–1,5 км/сек характеристической скорости.В то же время при ракетном старте, когда точка старта по условиям падения первых ступеней строго фиксирована и разрешенные углы запуска ограничены, время ожидания космического инспектора-перехватчика на промежуточной орбите для обеспечения приемлемых условий встречи с целью составляет в среднем 10 часов, а в отдельных случаях может достигать нескольких суток.Но потребности заказчика «Спирали» шли дальше – в документе,датированном 15 июня 1966 г., ставилось требование «проработать возможность решения орбитальным самолетом в варианте инспектораперехватчика задачи улавливания или частичного демонтажа элементов космических объектов противника, а также проработать возможность использования с него межспутниковой станции для обеспечения операций инспекций и перехвата в условиях, когда существует искусственный радиационный пояс Земли». Другими словами, военные хотели бы иметь возможность не только инспектировать или уничтожать вражеские спутники, но и фактически «брать их в плен», хотя бы частично! Для полноты картины будущих сражений в космосе нужно пояснить, что искусственный радиационный пояс Земли возникает только в результате космических ядерных взрывов.Сложно сказать, как реально сложилась бы судьба проекта в случае его полномасштабного финансирования, но достоверно одно –орбитальный самолет (второго этапа, запускаемый с помощью ракеты-носителя мог быть создан и принят на вооружение, хотя и не в сроки, указанные в аванпроекте. В этом у специалистов нет никаких сомнений.
|
БОЕВЫЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ САМОЛЁТЫБОЕВЫЕ ПИЛОТИРУЕМЫЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ На базе экспериментального орбитального самолета планировалось создать следующие варианты боевого пилотируемого орбитального самолета: – разведчика для дневной фото- и постоянной всепогодной радиолокационной разведки; – ударного самолета с ракетой «космос-Земля» для уничтожения авианосных соединений противника и малоподвижных площадных целей; – инспектора-перехватчика космических целей. Из всех вариантов конструкторы наибольшее внимание уделяли варианту дневного фоторазведчика. Это связано с первоочередными потребностями военного заказчика систе-мы, с одной стороны, и с более легкой модификацией детально проработанного ЭПОСа в фоторазведчик, с другой. Остальные вариан-ты разрабатывались на основании технических требований Минобороны и требовали доработки конструкторской документации по мере уточнения методов боевого применения и дальнейшего продвижения смежных работ по оборудованию и бортовым системам. В результате проектирования было определено, что боевой орбитальный самолет при одинаковой с экспериментальным самолетом геометрии может иметь закабинный отсек для размещения спецоборудования объемом 2 м3, что полностью удовлетворяет варианты разведчика и перехватчика.В ударном варианте для размещения ракеты «Космос-Земля» объема закабинного отсека явно не хватало,и дополнительный объем 2 м3 решили получить за счет уменьшения запаса топлива. Ударный самолет и радиолокационный разведчик имеют разворачиваемые на орбите внешние антенны, которые сбрасываются перед сходом с орбиты. Отличительной чертой боевых вариантов является возможность выполнения маневра по изменению плоскости орбиты для повторного прохода над одной и той же точкой земной поверхности при выполнении боевого задания. ДНЕВНОЙ ФОТОРАЗВЕДЧИК предназначался для детальной оперативной разведки малогабаритных наземных и подвижных морских предварительно заданных целей. Качественное преимущество орбитального самолета-разведчика как средства дальней разведки и целеуказания морских объектов заключалось в его способности эффективно действовать за пределами досягаемости авиационных разведывательных комплексов, подвергаясь существенно меньшему воздействию со стороны противника. Космический фоторазведчик выгодно отличается от обычных самолетов-разведчиков, имеющих ограниченные радиусы действия и применяемых в условиях наличия эффективной вражеской системы ПВО. Способность орбитального фоторазведчика изменять маневром плоскость орбиты на 17 градусов создает возможность двукратного прохождения над любой целью, расп ложенной севернее 10 градусов широты в восточном полушарии и севернее 20 градусов широты в западном полушарии, что повышает вероятность получения информации о цели и ее достоверность. Размещенная на борту фотоаппаратура обеспечивает разрешение на местности 1,2 м при съемке с орбиты высотой 130±5 км. По другим данным расчетное разрешение на местности должно было быть 0,7 м при съемке с низкой орбиты. Логика работы фотоаппаратуры предполагалась следующая. Поиск цели и визуальные наблюдения за земной поверхностью ведутся летчиком через оптический визир, расположенный в кабине, при этом кратность увеличения визира может плавно изменяться от 3 до 50. Визир оснащен управляемым отражающим зеркалом для отслеживания цели с дистанции до 300 км. Совмещение плоскости оптической оси фотоаппарата и визира с целью ведет летчик вручную. Съемка производится автоматически при совпадении оси визира с целью.Один снимок охватывает размер площади на местности 20х20 км.Дистанция фотографирования вдоль трассы – до 100 км. За один виток летчик должен успеть сфотографировать 3–4 цели.Вариант фоторазведчика оснащен станциями КВ и УКВ диапазонов для передачи информации на землю. При необходимости повторного прохода над целью по команде летчика СНАУ обеспечивает автоматическое выполнение маневра. Уже на самых начальных стадиях проектирования разра ботчиками проводились работы по дальнейшему совершенствованию целевых бортовых систем фоторазведчика: для повышения надежности предусматривалась разработка дублированной системы ручного выполнения маневра летчиком по директорным приборам; предусматривалась возможность замены фотоаппарата детальной разведки на фотоаппарат обзорной разведки, велась разработка аппаратуры системы обработки и дешифровки пленки на борту с телевизионной передачей на Землю наиболее важных участков съемки. РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ РАЗВЕДЧИК предполагался как дальнейшее развитие фоторазведчика.Отличительной чертой радиолокационного разведчика являлось наличие внешней разворачиваемой одноразовой антенны размером 12х1,5м.Предполагаемая разрешающая способность при этом должна была быть пределах 20-30 м, что достаточно при разведке авианосных морских соединений и крупных наземных объектов, при ширине полосы обзора по наземным объектам – 25 км, при разведке над морем до 200 км. УДАРНЫЙ САМОЛЁТ До сих пор мы рассматривали прикладные, уже ставшие «традиционными» области использования околоземного космического пространства в военных целях. Но замыслы разработчиков ВОС «Спираль», а главное– наших военных простирались гораздо дальше, поэтому мы ниже переходим к описанию вариантов боевого самолета, предназначенных для ведения активных боевых действий в космосе и из космоса по надводным и наземным целям. В самом деле, обнаружение и сопровождение авианосных ударных групп противника в «особый» период ведется с целью их последующего уничтожения в случае начала боевых действий. Но если мы можем засечь их из космоса, вне зоны действия корабельной ПВО, так почему же не попытаться их из космоса и уничтожить?Для этого (поражения подвижных морских целей) и предназначался УДАРНЫЙ САМОЛЕТ с ракетой класса «Космос-Земля» на борту.Предполагалось, что пуск ракеты будет производиться из-за горизонта при наличии целеуказания от другого орбитального самолета-разведчика или спутника. Уточненные координаты цели определяются локатором и средствами навигации орбитального самолета. Наведение ракеты по радиоканалу на начальных участках полета позволяло проводить коррекцию с повышением точности наведения ракеты на цель. Ракета со стартовой массой 1700 кг при точности целеуказания ±90 км обеспечивала поражение морской цели (типа авианосец), движущейся со скоростью до 32 морских узлов, с вероятностью 0,9 (круговое вероятное отклонение боеголовки 250 м).Количество топлива для маневра на орбите у ударного самолета было меньше на величину веса ракеты с таким расчетом, чтобы суммарный стар-товый вес оставался в пределах 8800кг. Поэтому ударный самолет мог повернуть плоскость орбиты на небольшой угол, что позволяло повторно пролететь над целью, находящейся только в высоких широтах. Орбитальный самолет в ударном варианте сочетал в себе положительные свойства глобальной (орбитальной) ракеты и обычного самолета. Он, как обычный самолет, мог осуществлять прицельный пуск ракеты, обеспечивая тем самым возможность поражения подвижных (морских) объектов, а также малоразмерных объектов с более высокой точностью по сравнению с глобальной и баллистическими ракетами, и в то же время, он, как и глобальная ракета, осуществлял полет на сравнительно малой высоте, с большей скоростью, чем скорость баллистической ракеты, и мог поражать цели при любой дальности и с любых возможных направлений. Выскажем еще одно соображение по поводу ударного варианта орбитального самолета. Ударный самолет по сути являлся пилотируемой «глобальной» ракетой. Глобальная ракета, кроме обычных возможностей для поражения целей по баллистическим траекториям, позволяет поражать цель путем торможения головной части в заданный момент времени полета ракеты по круговой орбите ИСЗ.Теоретической базой для начала работ по глобальным ракетам в СССР в 1961 г. и планов их боевого применения послужили следующие соображения. Головные части баллистических ракет дальнего действия (МБР) длительное время считались неуязвимыми для средств противоракетной обороны (ПРО) противника.Однако, вскоре были разработаны системы, которые, используя сам принцип баллистического полета ракеты (известный закон движения, максимальная высота траектории более 1000 км), давали возможность раннего обнаружения (в первые минуты полета, за 30-40 минут до подрыва БЧ) и точного прогнозирования траектории полета ядерной боевой части (БЧ), указывали координаты намеченной цели, обеспечивали достаточное время для обнаружения БЧ и позволяли вести эффективную борьбу с ними.
|
|
|
|