РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ БИ-1


     Х-15 - ракета класса «воздух-поверхность». Система управления инерциальная. Двигатель твердотопливный, двухкамерный. Планер бескрылой конструкции с управляемым консольным поворотным оперением. Грузовой и приборный отсеки цельносварной конструкции из материалов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.
     Рули полностью поворотные, изготовлены из материала ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.
     При освоении этого вида ракеты в 1978 году был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
     Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой - из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки.
     Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
     Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП - крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
     В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова.
     Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.


ОПИСАНИЕ РАКЕТЫ Х-15

МЕЖДУ "БИ-1" И "СПИРАЛЬЮ"

ГЛАВНЫЕ КОНСТРУКТОРА В ДУБНЕ

ТУПОЛЕВ А.Н.

МИКОЯН А,И,

СИМОНОВ М.П.

ЧЕЛОМЕЙ В.Н.

ЛОЗИНО_ЛОЗИНСКИЙ Г,Е,

БЕРЕЗНЯК А.Я.

Остальные фотографии на Я.Фотках

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ     А.Я.БЕРЕЗНЯК,А.М.ИСАЕВ,Г.Я.БАХЧИВАНДЖИ                                       В.Д.САВЧУК,В.В.КАДЕНКО,В.С.ДМИТРИЕВ

ДОЗВУКОВОЙ АНАЛОГ ОРБИТАЛЬНОГО САМОЛЁТА СИСТЕМЫ "СПИРАЛЬ"

      3М-80 («Москит») - противокорабельная крылатая ракета морского базирования, оборудована системой навигации и автоматического управления + комбинированной радиолокационной активно-пассивной головкой самонаведения. Двигатели: маршевый - прямоточный воздушно-реактивный (ПВРД), стартовый - РДТТ, размещенный в камере сгорания маршевого ПВРД.
     Фюзеляж - тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением крыла и оперения. Крыло и оперение складывающиеся, сделанные из материала ОТ4 и ОТ4-1, лонжероны - из ВКЛ-3. На корпусе расположены четыре боковых воздухозаборника и воздуховоды. Передний обтекатель с радиопрозрачным коком (трехслойный обтекатель из стеклоткани СКАН-Э на связующем материале К-9-70). Обшивка и промежуточный набор выполнен из ВТ-5, баковый отсек - из нержавеющей стали, лонжероны - из ВКЛ-3, гаргрот - из стеклоткани Т-10 на связующем К-9-70. Воздуховоды сварной конструкции - из материала ОТ4-1, ОТ4.
     «Москит» - единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает скорость звука в два раза (число М>2 - это 2 800 км/час!). От «Москита» невозможно уклониться. Противник заметит ракету всего за 3-4 секунды до ее встречи с бортом собственного корабля. За две секунды спасти корабль - совершить противоракетный маневр или сбить «Москит» противоракетой - невозможно. На конечном участке траектории полета ракета 3М-80 летит «змейкой» на предельно малой высоте над уровнем моря.


 

ОПИСАНИЕ РАКЕТЫ 3М-80 (МОСКИТ)


     Авиационная крылатая ракета Х-55 класса «воздух-поверхность». Система управления ИНС + коррекция по рельефу местности. Двигатель выдвигаемый - ТРДД, планер - цельнометаллический, сварной конструкции моноплан с убирающимся внутрь фюзеляжа (в баковый отсек) крылом, складывающимся (киль - один раз, стабилизатор - дважды) рулевым оперением, выдвижным хвостовым коком.
     Баковый отсек в средней части имеет проем под крыло. Внутри бакового отсека расположен отсек под специальный груз и проем под двигатель. Сложность бакового отсека предопределяла большой цикл сборки планера.
     Обтекатель ракеты изготавливался из полой кремнийорганической ткани на связующем К-9-70. Обтекатель монолитный.
     Изготовлению и испытанию опытной партии ракет Х-55 уделялось особое внимание как со стороны МАП (ответственный И. С. Силаев), так и МКБ «Радуга» (ответственный И. С. Селезнев). Работы были выполнены в очень короткие сроки и строго по первоначальным графикам.

ОПИСАНИЕ РАКЕТЫ Х-55

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ САМОЛЕТОВ И РАКЕТ,
СОЗДАННЫХ В ПЕРИОД 1951-1996 гг.

№№ п/п

Индекс и наименование самолета, ракеты

Разработчик

Год запуска в производство технической документации

Генеральные и главные конструкторы и ведущие специалисты КБ

Оценка

1.

КС (авиационная противокорабельная крылатая ракета класса «воздух-поверхность», для самолетов Ту-16КС и Ту-4К)

ОКБ А.И.Микояна

1951

А.И.Микоян
А.Я.Березняк
В.С.Демидович
Б.Д.Иванов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1953 г.

2.

С-2 (КСС) (противокорабельная крылатая ракета наземного базирования)

ОКБ А.И.Микояна

1954

А.И.Микоян
А.Я.Березняк
А.А.Лазарев
М.И.Гуревич

Положительная

3.

ФКР (КС-7) (фронтовая крылатая ракета наземного передвижного комплекса)

ОКБ А.И.Микояна

1954

А.Я.Березняк
А.А.Лазарев
И.В.Фрумкин
А.Ф.Дудников

Положительная

4.

Х-20М (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для самолетов Ту-95К, Ту-95КМ, Ту-95КД)

ОКБ А.И.Микояна

1954

М.И.Гуревич
В.А.Павлов
Р.А.Ярцев
В.И.Зернов
П.С.Вакула
В.С.Строгин
К.Н.Субботин

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1963 г.

5.

К-10С (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность», противокорабельная для самолетов Ту-16К-10 и Ту-16К-10-26)

ОКБ А.И.Микояна

1955

А.И.Микоян
А.Я.Березняк
М.И.Гуревич
Н.Г.Соколов
Г.К.Самохвалов
Б.Т.Веденский

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1963 г.

6.

НМ-1 (аналог самолета разведчика 2 РС)

ОКБ-256

1955-1962

П.В.Цыбин

Работа остановлена

7.

П-15 (противокорабельная крылатая ракета морского базирования РКа)

МКБ «Радуга»

1956

А.Я.Березняк
Л.Н.Боголюбский
И.С.Селезнев
М.Н.Гальперин
Р.Ш.Хайкин
В.А.Павлов
Ю.Д.Блохин
Н.М.Логинов
В.Ф.Дудников
К.Н.Субботин
А.А.Клементьев

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1961 г.

8.

КСР-2 (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для самолета Ту-16К-11-16, по кооперации с САЗ)

МКБ «Радуга»

1956

А.Я.Березняк
Б.Д.Иванов
И.А.Сметанин
М.М.Хапаев
Г.К.Самохвалов
П.П.Марфушкин

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1963 г.

9.

КСР-11 (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для самолета Ту-16-11-16, по кооперации с САЗ)

МКБ «Радуга»

1957

А.Я.Березняк
Г.К.Самохвалов
К.Н.Субботин
И.А.Сметанин
М.Ф.Шоев
М.М.Хапаев
П.П.Марфушкин

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1963 г.

10.

П-7 (А-7) (противокорабельная крылатая ракета морского базирования на ПЛ)

ЦКБМ (ОКБ-52)

1960

В.Н.Челомей

Испытания прошла, на вооружение не принята

11.

Х-22 (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» и ее модификации: Х-22М, Х-22МА, Х-22Н, Х-22НА для самолетов Ту-22К, Ту-22М2/М3 и Ту-95К-22)

МКБ «Радуга»

1960

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
Л.Н.Боголюбский
К.Н.Субботин
Н.М.Логинов
Р.Ш.Хайкин
Б.В.Куликов
Ю.Д.Блохин
Г.К.Самохвалов
В.Кравец
Р.И.Насонов
Б.И.Маков

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ (Х-22М) ЗА 1971 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ (Х-22МА) ЗА 1975 г.

12.

КСР-5, КСР-5П (авиационная противокорабельная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для самолетов Ту-16К-26, Ту-16-10-26)

МКБ «Радуга»

1963

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
Р.Ш.Хайкин
Б.И.Маков
М.Н.Гальперин
А.П.Мальнев
Ю.Ф.Хрущев
Л.П.Кривчик
В.Корчагин
О.В.Мельников
Г.К.Самохвалов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ (КСР-5) ЗА 1970 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ (КСР-5П) ЗА 1977 г.

13.

Х-28 (авиационная противорадиолокационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для фронтовой авиации самолетов Су-17М, М2, М3 и Су-24)

МКБ «Радуга»

1963

А.Я.Березняк
Г.К.Самохвалов
Р.Ш.Хайкин
Л.Н.Боголюбский
Е.М.Крупский
М.М.Параховатый
М.Ф.Шоев
Р.И.Насонов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1970 г.

14.

МИГ-25 (Е-155) (высотный сверхзвуковой истребитель) - изготовление агрегатов планера

ОКБ А.И.Микояна

1963

А.И.Микоян
Н.З.Матюк
К.П.Ковалевский

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1974 г.

15.

85Р и 85РУ (ПМ) (противолодочная крылатая ракета с базированием на противолодочных кораблях СКР и БПК)

МКБ «Радуга»

1967
1974

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
В.Г.Галушко
Н.М.Логинов
М.Н.Гальперин
А.Н.Пашков
Р.Ш.Хайкин
Р.Н.Хамиди
А.Ф.Дудников
Е.Н.Куликов
В.М.Баранников
Л.А.Чернов
Н.Г.Екимов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА КОМПЛЕКС ЗА 1983 г.

16.

105 «Спираль» (аналог космического пилотируемого корабля)

ОКБ А.И.Микояна

1968

Г.Е.Лозино-Лозинский
Ю.Д.Блохин
П.А.Шустер

Работы приостановлены в связи с переориентацией на систему «Буран»

17.

Х-45 (авиационная ракета класса «воздух-поверхность» для носителя Т4М)

МКБ «Радуга»

1969

А.Я.Березняк
Г.К.Самохвалов
В.А.Ларионов
А.И.Мякотин
Б.И.Маков
Р.Ш.Хайкин
О.В.Мельников
А.Н.Новиков
Я.И.Бажанов
В.И.Белов
Н.П.Могутов

Проведен эксперимент

18.

Х-58 (авиационная противорадиолокационная ракета класса «воздух-поверхность» для самолетов фронтовой авиации СУ-17,Су-24, Су-25Т, МИГ-25БМ)

МКБ «Радуга»

1973

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
М.М.Параховатый
Н.Г.Екимов
Р.Ш.Хайкин
Л.П.Кривчик
В.С.Сергиенко
И.Д.Рубинский
В.И.Бенов
В.А.Суртов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1982 г.

19.

Х-59 и Х-59М (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для самолета фронтовой авиации Су-24М)

МКБ «Радуга»

1983

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
В.А.Ковальчук
Р.Ш.Хайкин
В.М.Кокиелов
Г.А.Вершинин
Ю.Ф.Хрущев
А.А.Ледин
А.Ф.Дудников
А.Ф.Киреев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1984 г.

20.

Х-15 (авиационная ракета класса «воздух-поверхность» для самолетов Ту-22М3)

МКБ «Радуга»

1978

И.С.Селезнев
Б.В.Куликов
В.А.Ларионов
А.П.Черников
В.Н.Щукин
В.А.Щеглов
С.Ш.Лившиц

Положительная

21.

ПР «Рубеж» (самоходный ракетный комплекс на базе автомобильного шасси МАЗ-543)

МКБ «Радуга»

1975

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
Н.М.Логинов
В.А.Павлов
В.А.Костырев
А.М.Крылов
А.Е.Бабков
И.Н.Симансков
Б.И.Маков
Ю.Ф.Савченко

Положительная

22.

3М-80 (противокорабельная крылатая ракета морского базирования для РКа, БПК, экраноплана). Изготовлена опытная партия по кооперации с заводом «Прогресс»

МКБ «Радуга»

1975

А.Я.Березняк
И.С.Селезнев
Л.Н.Боголюбский
Р.Ш.Хайкин
К.Н.Субботин
В.Г.Галушко
В.А.Крылов
Л.А.Чернов
М.Н.Гальперин
Ю.Ф.Савченко
В.А.Костырев
Ю.Д.Новиков

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1985 г.

23.

Х-55 (авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» для самолетов Ту-95МС, Ту-95М-55 и Ту-160)

МКБ «Радуга»

1976

И.С.Селезнев
В.А.Ковальчук
В.А.Павлов
Р.А.Ярцев
Л.Н.Боголюбский
Р.Ш.Хайкин
К.Н.Субботин
М.Н.Гальперин
В.Н.Кучерявый
В.Н.Трусов
Г.А.Вершинин
Л.А.Мавлянов
А.И.Дмитриев
Н.Б.Макаров
В.Ляпунов

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1983 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ ЗА 1983 г.

24.

Су-29 (спортивно-пилотажный самолет)

ОКБ имени П.О.Сухого

1992

Б.В.Ракитин
М.П.Симонов

Положительная. Сертификат ТИПа от 06.07.1994 г.

25.

«Шмель» (легкомоторный самолет для сельского хозяйства и служб патрулирования)

ОКБ «Тайфун»

1993

А.В.Филипук

 

26.

«Дубна-2» (двухместный многоцелевой самолет)

ОКБ «Тайфун»

1996

 

В стадии доводки


ПРИМЕЧАНИЕ: Перечень основных изделий несколько cокращен.


 

Конструктор сайтов - uCoz